Улыбаемся и машем!
Преподавание литературы в школе - весьма спорная тема. Какие книги изучать? Какие исключить? На мой взгляд, нужно в корне менять сам метод преподавания предмета. Литература - не математика или русский, ее нельзя зубрить, ее нельзя логически осмыслить. Это область чувств, эмоций, тот предмет, который может способствовать не интеллектуальному, а духовному развитию учеников. И, будем честными, в большинстве школ литература преподается отвратно, навсегда отбивая у людей желание читать классиков, а иногда и желание читать вообще. Я помню, что более менее нормальная преподавательница у меня была только в 10-11 классе, она позволяла ученикам высказывать на уроках свое мнение, а не тупо повторять учебник - это уже большой плюс. Но все равно по большей части на занятиях говорила я одна. Потому что мою любовь к книгам не смогли уничтожить предыдущие 9 лет в школе. Но вот у других учеников - вполне смогли. А жаль, ведь классика, если читать ее не из-под палки, а по собственному желанию - прекрасна. Помню, как я недавно прочитала "Идиота" по собственному почину - это было великолепно, интересно, дало богатую пищу для размышлений. А большинство "Идиота" читать не будет, потому что Достоевский осначертел за время учебы.
Далее привожу стыренный список книг, которые школьники предлагают исключить. Курсив - мои едкие комментарии.
URL записи
Далее привожу стыренный список книг, которые школьники предлагают исключить. Курсив - мои едкие комментарии.
28.09.2013 в 19:14
Пишет Виксар:28.09.2013 в 19:02
Пишет З. ГорынычЪ:мде
URL записи27.09.2013 в 20:32
Пишет Garderica:Школьники о литературе...
«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига?»
Пока эксперты ломают голову над списком 100 лучших книг для школьников, был сделан опрос 600 старшеклассников и студентов и составлен рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы.
1. Л.Н.Толстого - 81 голос
«Давайте уберем уже «Войну и мир» — все равно ее в школьном возрасте почти никто до конца не дочитывает. Девочки не любят читать описание баталий, а мальчикам скучны все эти светские интриги».
«Я бы с удовольствием исключил из школьной программы Л.Н.Толстого и всех писателей, ему подобных. Ведь это надо додуматься: сесть и написать тысячи страниц ради собственного удовольствия и неудовольствия миллионов школьников наших дней».
«Исключить Толстого, ибо он туп и скудоумен».
«Я бы хотел исключить из списка Льва Николаевича Толстого, потому что я не прочитал его роман «Война и мир», а он очень важен в сдаче ЕГЭ по русскому языку для аргументации сочинения. Не было бы романа, не было бы проблемы».
«Исключать надо Льва Толстого с романом «Война и мир». Его шовинистские взгляды серьезно настораживают. Роман просто пропитан пренебрежением к женщинам. Причем самое печальное то, что Толстой выставляет это в праведном свете: мол, такой вот я патриархальный зануда, но такова жизнь, и судьба женская определена».
«Можно исключить Льва Николаевича Толстого, потому что он больно умный был: и кто что подумал знал, и кто плохой, и кто хороший, и как во всех ситуациях поступать следует. А детям самим думать нужно, а не мысли его многопредложенческие ловить».
Лично я прочитала Войну и мир полностью, чем горжусь. Но Толстого не люблю: я не согласна с его философией и патриархальными взглядами. Но лично я бы все равно не голосовала за удаление Толстого из школьной программы. Его нужно прочесть, осмыслить. Но школьников нужно мотивировать его читать. И мотивировать не ЕГЭ, а чем-то более тонким. Чтобы они сами хотели прочесть.
2. Ф.М.Достоевский — 74 голоса
«Как бы это неправильно ни было, но я бы исключила Достоевского. Я считаю, что его произведения слишком тяжелые. Человек должен сам дойти до него».
«Давайте уберем Достоевского, а то десятиклассники с тоской в глазах начинают шляться по подворотням и дворцам-колодцам, то ли в поисках старушек, то ли еще чего…»
«Исключить Достоевского. Мнение, конечно, субъективное, но Достоевский переливает из пустого в порожнее тяжеловесные рефлексии и воспевает слабость. Слабость какая-то деструктивная, отдает застоявшимся болотом».
«Надо исключить муторного Достоевского, потому что он непонятный мне шизофреник».
«Я бы исключила Достоевского, потому что он депрессивный, маниакальный и совершенно жуткий. Когда ты подросток, и так все хреново вокруг, а Достоевский в школьной программе отравляет жизнь просто невероятно».
Достоевский - очень тяжелый, любит читать мораль.Но темы он ставит интересные и сложные, он стоит прочтения.
читать дальше
URL записи«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига?»
Пока эксперты ломают голову над списком 100 лучших книг для школьников, был сделан опрос 600 старшеклассников и студентов и составлен рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы.
1. Л.Н.Толстого - 81 голос
«Давайте уберем уже «Войну и мир» — все равно ее в школьном возрасте почти никто до конца не дочитывает. Девочки не любят читать описание баталий, а мальчикам скучны все эти светские интриги».
«Я бы с удовольствием исключил из школьной программы Л.Н.Толстого и всех писателей, ему подобных. Ведь это надо додуматься: сесть и написать тысячи страниц ради собственного удовольствия и неудовольствия миллионов школьников наших дней».
«Исключить Толстого, ибо он туп и скудоумен».
«Я бы хотел исключить из списка Льва Николаевича Толстого, потому что я не прочитал его роман «Война и мир», а он очень важен в сдаче ЕГЭ по русскому языку для аргументации сочинения. Не было бы романа, не было бы проблемы».
«Исключать надо Льва Толстого с романом «Война и мир». Его шовинистские взгляды серьезно настораживают. Роман просто пропитан пренебрежением к женщинам. Причем самое печальное то, что Толстой выставляет это в праведном свете: мол, такой вот я патриархальный зануда, но такова жизнь, и судьба женская определена».
«Можно исключить Льва Николаевича Толстого, потому что он больно умный был: и кто что подумал знал, и кто плохой, и кто хороший, и как во всех ситуациях поступать следует. А детям самим думать нужно, а не мысли его многопредложенческие ловить».
Лично я прочитала Войну и мир полностью, чем горжусь. Но Толстого не люблю: я не согласна с его философией и патриархальными взглядами. Но лично я бы все равно не голосовала за удаление Толстого из школьной программы. Его нужно прочесть, осмыслить. Но школьников нужно мотивировать его читать. И мотивировать не ЕГЭ, а чем-то более тонким. Чтобы они сами хотели прочесть.
2. Ф.М.Достоевский — 74 голоса
«Как бы это неправильно ни было, но я бы исключила Достоевского. Я считаю, что его произведения слишком тяжелые. Человек должен сам дойти до него».
«Давайте уберем Достоевского, а то десятиклассники с тоской в глазах начинают шляться по подворотням и дворцам-колодцам, то ли в поисках старушек, то ли еще чего…»
«Исключить Достоевского. Мнение, конечно, субъективное, но Достоевский переливает из пустого в порожнее тяжеловесные рефлексии и воспевает слабость. Слабость какая-то деструктивная, отдает застоявшимся болотом».
«Надо исключить муторного Достоевского, потому что он непонятный мне шизофреник».
«Я бы исключила Достоевского, потому что он депрессивный, маниакальный и совершенно жуткий. Когда ты подросток, и так все хреново вокруг, а Достоевский в школьной программе отравляет жизнь просто невероятно».
Достоевский - очень тяжелый, любит читать мораль.Но темы он ставит интересные и сложные, он стоит прочтения.
читать дальше
И Ахматову. Нет, её не за диссиденство, а за само творчество. стихи чересчур личные и соответственно очень женские. Учить и рассказывать их пацану
как серпом покрайне напряжно морально. Если же не будет приписки, что их надо обязательно учить, то можно в принципе и оставить...На такие приписки будет вышеописанная реакция у половины школьных учителей литературы.) Помню, у меня одноклассник удивлялся после одной из контрольных: перед этим всему классу разъясняли, что тот, кто не упомянет в сочинении по "Царю-рыбе" тему экологии, выше тройки не получит. При этом одноклассник нашёл где-то в сети записи самого Астафьева, мол, нету там никакой экологии, это всё выдумки.
читать дальше
Почему Пушкин огромная фигура в нашей культуре вообще? Что он сделал? Все только поэзию вспоминают? Морри, окстись. Пушкин был и редактором, и издателем, он первым заговорил об авторском гонораре, и без него не было бы привычного нам русского языка. Его методы, в общем-то, до сих пор актуальны, в редактировании так точно.
Дальше... Достоевский. Как-то слишком буквально его понимают - что, мол, старушек все убивать пойдут
Я могу много говорить о каждом упомянутом в посте писателе, если кому любопытно - продолжу
Грустно, что современным молодым людям лень читать что-то длиннее смс, затрачивать на чтение свои личные эмоции... Что представляет из себя современный человек, не знающий Пушкина, Достоевского, Тургенева? Крайне отталкивающее впечатление. Чтобы судить о каком-то писателе, нужно хотя бы ознакомиться с одним его произведением - и не через зевоту, нехотение и перескакивание с одного абзаца на другой. Судя по всему, авторы большинства высказываний читали классиков именно так... и после этого вынесли "вердикт"...
Виксар, навязывание школьными преподавателями своего мнения вообще беда преподавания литературы. Тупость полнейшная - каждый человек ведь понимает книгу по своему.
*смотрит на картинку* А это не чья-то шутка?
Dark wise wizard, руководство же как всегда - методы преподавания не меняем, давайте лучше часть книг уберем =_=
Я собственно и не говорю, что Пушкин не гений. Лично я его не люблю, но это не значит, что не признаю его таланта. Но я же имею право любит или не любит авторов, даже если они общепризнанные гении? Но вообще я к методам преподавания Пушкина - в школе на него так напирают, что у большинства учеников возникает эффект отрицания и в зрелом возрасте они его уже читать не будут. Хотя я где-то слышала, что полностью понять его можно только в зрелом возрасте...
йорктерьер, тут уже дело вкуса) литература, как я уже не раз говорила, это та область, где не может быть дидактического навязывания мнения - каждый воспринимает текст по-своему. И если у ученика писатель "не пошел" не надо заставлять, даже если писать - великий классик. Это вызовет только ненависть к классике. Чтение должно приносить радость, удовольствие, а не "вот-опять-надо-читать-этого-придурка".
~Fleur du mal~, вот насчет Толстого буду спорить с пеной у рта. Я помню какой ужас у меня вызвала Наташа, бегающая в конце книги с грязными простынями ребенка. Собственно у Толстого понятные патриархальные взгляды на женщину - ее дело семья и дети. Я такую точку зрения принять не могу. При этом я не говорю, что Толстого надо исключить из программы. Он великий писать, но просто я с ним не согласна
Высказывания молодого поколения "радуют". Но разве это не еще один тревожный звонок о том, что нужно менять сами методы преподавания, а не списки литературы?
Я, конечно, не хочу навязать кому-то симпатию к этой героине, просто пытаюсь показать, что презрения к женщинам Толстой не испытывал. Ну а что же до позиции "женщина должна заниматься семьей и домом", во времена Толстого мало кто считал иначе)
Мне еще у Толстого не нравилась тема того, что личность на историю вообще никак не влияет, что влияние оказывает некая народная масса. Как-то это... безнадежно. Т.е. как бы ты ни старался что-то изменить - все бесполезно.
Майор Дегтерёв, а вот жаль - прекрасные стихи о Великой Отечественной.
Вообще действительно стоит изучать позднюю Ахматову, в ранней слишком много от дворянской барышни, которые "все играют на рояле и пишут стихи". А вот в ее поздней поэзии много сильных вещей.
Morrigan33, взаимно) У каждого свой взгляд, и это нормально)
Мне еще у Толстого не нравилась тема того, что личность на историю вообще никак не влияет
Однако иногда мне кажется, что себя он в расчет не брал
Кстати, ты не смотрела фильм Последнее воскресенье. Иностранцы снимали про последние годы жизни Толстого. Хорошо получилось на мой взгляд)
Про фильм я много слышала, но сама не смотрела) Наверное, нужно как-то устроить себе досуг и посмотреть...
Посмотри - я удивлена была, как хорошо у иностранцев получился фильм о русских.
Рип ван Винкль, вот полностью согласна - действительно ведь не понимают. В том же Достоевском видят просто "ой убил старушку", отсюда и такие отзывы от школьников "а давайте его уберем, он нудный".
Мне вообще иногда кажется, что культуру чтения классики лучше прививать в семье, а не в учебном заведении.
Про Солженицына, имхо, ты зря так категорично. Если тот же "Один день из жизни Ивана Денисовича" я сама осилила с трудом, то за "В круге первом" взялась по собственной инициативе - и для меня это оказалась редкой психологической мощи книга. Причём плакания о своей тяжелой судьбе в лагерях в откровенном виде там нет. Там есть безысходность, ощущение удушья и категорической несправедливости, но есть и чувство чего-то светлого, горечи и радости любви, сохранённой даже в лагерном быте, хотя и в процентах этого гораздо меньше.
Согласна насчёт Пушкина в плане возведения его в ранг гениев. Мне всегда была гораздо ближе поэзия Лермонтова. Убирать его я бы не стала, но культ личности делать не надо.
Вообще, на мой взгляд, тут дело не в том, убирать кого-то или оставлять. Дело в самом преподавании: чтение не должно быть делом "из-под палки". Когда я первый раз читала "Преступление и наказание", потому что было нужно, я еле через него продралась, но когда взялась перечитать его, не будучи принуждаемой, поняла, что влюбилась, и Достоевский для меня теперь один из любимейших и регулярно перечитываемых авторов. А те же "Тихий Дон" и "Войну и мир" я не прочла до конца ни разу, сколько ни бралась - гордиться нечем, но факт. Впрочем, ту же "Судьбу человека" у Шолохова я обожаю до слёз.
Вот и со всем остальным такая же байда. Если принуждать, вряд ли выйдет что-то путное. Правда, я не знаю, какой должна быть золотая середина между "хочу" и "надо" - без школы многие вряд ли бы пришли к классическим авторам, но часто именно она прививает отвращение к творчеству какого-либо писателя.
Хотя, несмотря на всё вышесказанное, я слукавлю, если скажу, что нет такого автора, которого бы я убрала из программы. Он есть, и это Андрей Платонов. Большей мерзости, вышедшей из-под пера русских авторов, чем "Котлован", мне в руках держать не доводилось. Но это только моё субъективное мнение, которое мало чем отличается от взглядов опрошенных школьников и студентов.
быдлоне перевариваю классическую литературу вообще. >_>Во Лермонтов - любовь и обожане)
А вообще я смотрю у нас поти единодушие: предлагаем менять методы преподавания. Петицию что ли запилить, товарищи?
Рип ван Винкль, я тоже не могу назвать себя большим знатаком классики и оцениваю ее довольно быдловато)))
О да!
Ох, да что наши петиции изменят)
Ох, да что наши петиции изменят)
Лишняя туалетная бумага никогда не помешает...
Morrigan33, ну упс)