Улыбаемся и машем!
Преподавание литературы в школе - весьма спорная тема. Какие книги изучать? Какие исключить? На мой взгляд, нужно в корне менять сам метод преподавания предмета. Литература - не математика или русский, ее нельзя зубрить, ее нельзя логически осмыслить. Это область чувств, эмоций, тот предмет, который может способствовать не интеллектуальному, а духовному развитию учеников. И, будем честными, в большинстве школ литература преподается отвратно, навсегда отбивая у людей желание читать классиков, а иногда и желание читать вообще. Я помню, что более менее нормальная преподавательница у меня была только в 10-11 классе, она позволяла ученикам высказывать на уроках свое мнение, а не тупо повторять учебник - это уже большой плюс. Но все равно по большей части на занятиях говорила я одна. Потому что мою любовь к книгам не смогли уничтожить предыдущие 9 лет в школе. Но вот у других учеников - вполне смогли. А жаль, ведь классика, если читать ее не из-под палки, а по собственному желанию - прекрасна. Помню, как я недавно прочитала "Идиота" по собственному почину - это было великолепно, интересно, дало богатую пищу для размышлений. А большинство "Идиота" читать не будет, потому что Достоевский осначертел за время учебы.

Далее привожу стыренный список книг, которые школьники предлагают исключить. Курсив - мои едкие комментарии.

28.09.2013 в 19:14
Пишет  Виксар:

28.09.2013 в 19:02
Пишет  З. ГорынычЪ:

мде
27.09.2013 в 20:32
Пишет  Garderica:

Школьники о литературе...
«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига?»

Пока эксперты ломают голову над списком 100 лучших книг для школьников, был сделан опрос 600 старшеклассников и студентов и составлен рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы.

1. Л.Н.Толстого - 81 голос
«Давайте уберем уже «Войну и мир» — все равно ее в школьном возрасте почти никто до конца не дочитывает. Девочки не любят читать описание баталий, а мальчикам скучны все эти светские интриги».

«Я бы с удовольствием исключил из школьной программы Л.Н.Толстого и всех писателей, ему подобных. Ведь это надо додуматься: сесть и написать тысячи страниц ради собственного удовольствия и неудовольствия миллионов школьников наших дней».

«Исключить Толстого, ибо он туп и скудоумен».

«Я бы хотел исключить из списка Льва Николаевича Толстого, потому что я не прочитал его роман «Война и мир», а он очень важен в сдаче ЕГЭ по русскому языку для аргументации сочинения. Не было бы романа, не было бы проблемы».

«Исключать надо Льва Толстого с романом «Война и мир». Его шовинистские взгляды серьезно настораживают. Роман просто пропитан пренебрежением к женщинам. Причем самое печальное то, что Толстой выставляет это в праведном свете: мол, такой вот я патриархальный зануда, но такова жизнь, и судьба женская определена».

«Можно исключить Льва Николаевича Толстого, потому что он больно умный был: и кто что подумал знал, и кто плохой, и кто хороший, и как во всех ситуациях поступать следует. А детям самим думать нужно, а не мысли его многопредложенческие ловить».

Лично я прочитала Войну и мир полностью, чем горжусь. Но Толстого не люблю: я не согласна с его философией и патриархальными взглядами. Но лично я бы все равно не голосовала за удаление Толстого из школьной программы. Его нужно прочесть, осмыслить. Но школьников нужно мотивировать его читать. И мотивировать не ЕГЭ, а чем-то более тонким. Чтобы они сами хотели прочесть.


2. Ф.М.Достоевский — 74 голоса
«Как бы это неправильно ни было, но я бы исключила Достоевского. Я считаю, что его произведения слишком тяжелые. Человек должен сам дойти до него».

«Давайте уберем Достоевского, а то десятиклассники с тоской в глазах начинают шляться по подворотням и дворцам-колодцам, то ли в поисках старушек, то ли еще чего…»

«Исключить Достоевского. Мнение, конечно, субъективное, но Достоевский переливает из пустого в порожнее тяжеловесные рефлексии и воспевает слабость. Слабость какая-то деструктивная, отдает застоявшимся болотом».

«Надо исключить муторного Достоевского, потому что он непонятный мне шизофреник».

«Я бы исключила Достоевского, потому что он депрессивный, маниакальный и совершенно жуткий. Когда ты подросток, и так все хреново вокруг, а Достоевский в школьной программе отравляет жизнь просто невероятно».

Достоевский - очень тяжелый, любит читать мораль.Но темы он ставит интересные и сложные, он стоит прочтения.
читать дальше

URL записи

URL записи

URL записи

@темы: литература, на злобу дня

Комментарии
28.09.2013 в 21:11

Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)
Morrigan33, собирателя лагерных баек Солженицина.
И Ахматову. Нет, её не за диссиденство, а за само творчество. стихи чересчур личные и соответственно очень женские. Учить и рассказывать их пацану как серпом по крайне напряжно морально. Если же не будет приписки, что их надо обязательно учить, то можно в принципе и оставить...
28.09.2013 в 23:36

Vivere est cogitare
Если же не будет приписки, что их надо обязательно учить
На такие приписки будет вышеописанная реакция у половины школьных учителей литературы.) Помню, у меня одноклассник удивлялся после одной из контрольных: перед этим всему классу разъясняли, что тот, кто не упомянет в сочинении по "Царю-рыбе" тему экологии, выше тройки не получит. При этом одноклассник нашёл где-то в сети записи самого Астафьева, мол, нету там никакой экологии, это всё выдумки.
28.09.2013 в 23:45

Vivere est cogitare
Morrigan33, только что узнал)
читать дальше
28.09.2013 в 23:59

Ужас... надо не писателей исключать, а новую программу и подход искать к обучению. Сомневаюсь, что со школы народ помнит о достижениях писателей в литературе, именно потому что учителя налегают на... как бы сказать... великие дела, без объяснения этих дел. Литературу надо преподавать вместе с историей, иначе какое понимание?
Почему Пушкин огромная фигура в нашей культуре вообще? Что он сделал? Все только поэзию вспоминают? Морри, окстись. Пушкин был и редактором, и издателем, он первым заговорил об авторском гонораре, и без него не было бы привычного нам русского языка. Его методы, в общем-то, до сих пор актуальны, в редактировании так точно.
29.09.2013 в 06:21

А я люблю Толстого, я Войну и мир в 14 лет на каникулах от корки до корки прочитала.. И Достоевского мне читать легко. Я Тургенева терпеть не могу. А про Солженицына вы не правы. Про свою жизнь он пишет очень мало, во всём Гулаге и страницы не наберётся. И не нытик он. И язык у него прекрасный, лёгкий. Впрочем я и Мастера и Маргариту люблю..
29.09.2013 в 06:25

И не байки у Солженицына. Я всё это с детства знала, я внучка квждинцев. Мой прадед уехал в Китай дорогу для России строить, после революции застряли там, а в конце 20х позвали назад и вся семья рванула на родину, ага. Ждали их здесь. Правду пишет Солженицын. Писал...
29.09.2013 в 07:47

la vie est trop sérieuse pour m'y ennuyer
Как же меня огорчают некоторые высказывания школьников/студентов... Кто увидел у Толстого пренебрежение к женщинам? А Наташа Ростова, которой он откровенно любуется? А образ Анны Карениной, возникший у него после знакомства с одной из дочерей Пушкина, которая пренебрегла мнением света и пошла на измену? По сути Анна - продолжение Наташи, там, где она появляется, воцаряется мир и свет. Ей, например, удается помирить Стиву и Долли, которые были на грани развода. А трагический финал романа, на мой взгляд, точно объяснил Достоевский. Вспомните эпиграф: "Я, Бог, воздам отмщение за грехи". Анну готовы простить в свете, ее прощает даже ее сын, говоря: "Она права,а всего боится". Анна судит сама себя именно таким судом, судом божьим, в то время как других героев судит суд человеческий.

Дальше... Достоевский. Как-то слишком буквально его понимают - что, мол, старушек все убивать пойдут :D . Достоевский писал не столько об уголовном преступлении, сколько о преступлении в нравственно-этическм плане. Почти каждому герою романа приходится что-то в себе преступить, переступить, чтобы выжить в Петербурге...

Я могу много говорить о каждом упомянутом в посте писателе, если кому любопытно - продолжу :D . Но все высказывания школьников-студентов крайне субъективны. Ни одного объективного критерия я не нашла. Нравится-не нравится, люблю-не люблю, скучно читать, не могу написать сочинение... Ну а всем, кому противно читать о деревенских мужиках или девочке из "Котлована", советую статью Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", многие тезисы актуальны для всей нашей литературы вообще.

Грустно, что современным молодым людям лень читать что-то длиннее смс, затрачивать на чтение свои личные эмоции... Что представляет из себя современный человек, не знающий Пушкина, Достоевского, Тургенева? Крайне отталкивающее впечатление. Чтобы судить о каком-то писателе, нужно хотя бы ознакомиться с одним его произведением - и не через зевоту, нехотение и перескакивание с одного абзаца на другой. Судя по всему, авторы большинства высказываний читали классиков именно так... и после этого вынесли "вердикт"...
29.09.2013 в 11:33

Улыбаемся и машем!
Майор Дегтерёв, ну у Ахматовый были и патриотические стихи, Час мужества, например)

Виксар, навязывание школьными преподавателями своего мнения вообще беда преподавания литературы. Тупость полнейшная - каждый человек ведь понимает книгу по своему.

*смотрит на картинку* А это не чья-то шутка? :D

Dark wise wizard, руководство же как всегда - методы преподавания не меняем, давайте лучше часть книг уберем =_=
Я собственно и не говорю, что Пушкин не гений. Лично я его не люблю, но это не значит, что не признаю его таланта. Но я же имею право любит или не любит авторов, даже если они общепризнанные гении? Но вообще я к методам преподавания Пушкина - в школе на него так напирают, что у большинства учеников возникает эффект отрицания и в зрелом возрасте они его уже читать не будут. Хотя я где-то слышала, что полностью понять его можно только в зрелом возрасте...

йорктерьер, тут уже дело вкуса) литература, как я уже не раз говорила, это та область, где не может быть дидактического навязывания мнения - каждый воспринимает текст по-своему. И если у ученика писатель "не пошел" не надо заставлять, даже если писать - великий классик. Это вызовет только ненависть к классике. Чтение должно приносить радость, удовольствие, а не "вот-опять-надо-читать-этого-придурка".

~Fleur du mal~, вот насчет Толстого буду спорить с пеной у рта. Я помню какой ужас у меня вызвала Наташа, бегающая в конце книги с грязными простынями ребенка. Собственно у Толстого понятные патриархальные взгляды на женщину - ее дело семья и дети. Я такую точку зрения принять не могу. При этом я не говорю, что Толстого надо исключить из программы. Он великий писать, но просто я с ним не согласна :) А вообще мой любимый персонаж, княжна Марья. Очень жаль в конце, что она осталась с Николаем, который женился на ней ради денег, как бы Толстой не пытался это облагородить. Она заслуживает лучшего.

Высказывания молодого поколения "радуют". Но разве это не еще один тревожный звонок о том, что нужно менять сами методы преподавания, а не списки литературы?
29.09.2013 в 12:01

Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)
Morrigan33, их в программе не было(
29.09.2013 в 12:43

la vie est trop sérieuse pour m'y ennuyer
Morrigan33, в черновиках Толстого сохранилась характеристика Наташи: "прелестный, очаровательный бесенок". Ее образ - единственный в книге, совсем не подвергавшийся "переработке" при создании романа. Она изначально была задумана именно такой. На протяжении всего романа она - символ движения, так что в финале она вполне имеет право на закономерную "остановку" ради семьи, я так считаю) Из всех представителей дворянства в романе Наташа наиболее близка к народу (даже ее имя означает "природная, естественная"), а для Толстого это было очень важно.
Я, конечно, не хочу навязать кому-то симпатию к этой героине, просто пытаюсь показать, что презрения к женщинам Толстой не испытывал. Ну а что же до позиции "женщина должна заниматься семьей и домом", во времена Толстого мало кто считал иначе)
29.09.2013 в 13:35

Улыбаемся и машем!
~Fleur du mal~, мне было интересно послушать твое мнение) в конце концов, то, что все мы воспринимаем героев по разному - дает взглянуть на них с разных сторон. Мне Наташа не особо нравилась, но тут уже вступает в дело мои личные принципы, симпатии и антипатии)
Мне еще у Толстого не нравилась тема того, что личность на историю вообще никак не влияет, что влияние оказывает некая народная масса. Как-то это... безнадежно. Т.е. как бы ты ни старался что-то изменить - все бесполезно.

Майор Дегтерёв, а вот жаль - прекрасные стихи о Великой Отечественной.
Вообще действительно стоит изучать позднюю Ахматову, в ранней слишком много от дворянской барышни, которые "все играют на рояле и пишут стихи". А вот в ее поздней поэзии много сильных вещей.
29.09.2013 в 13:45

Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)
Morrigan33, у нас были только формата "Сероглазый король"... Брр... До сих пор передёргивает...
29.09.2013 в 13:49

Улыбаемся и машем!
Майор Дегтерёв, вот жаль, что в школе нет разборов на тему "А почему вам не понравилось?". Ведь это тоже полезно. Но нам долбят, что мы должны бездумно восхищаться. Даже без анализа... Эх, вот поэтому я люблю математику :D
29.09.2013 в 13:56

Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)
Morrigan33, да уж, точно навдобно. Хотя я умудрялся рассказывать и о произведениях которые не пошли даже их не читая. Берёшь пару-тройку сочинений разборов, внимательно слушаешь преподавателя и выдаёшь выводы по теме:gigi:
29.09.2013 в 14:03

Улыбаемся и машем!
Майор Дегтерёв, ну да - преподу главное по бумажке рассказать :D
29.09.2013 в 14:05

Жить стало лучше, жить стало веселей.(И.В.Сталин)
Morrigan33, не всем, но многим(
29.09.2013 в 14:15

Vivere est cogitare
Morrigan33, не шутка, это я сам заинтересовался упоминанием в новостях, пошёл на сайт и заскринил)
29.09.2013 в 14:42

Улыбаемся и машем!
Виксар, внезапно. Я думала род Лермонтовых прервался.
29.09.2013 в 15:10

la vie est trop sérieuse pour m'y ennuyer
~Fleur du mal~, мне было интересно послушать твое мнение) в конце концов, то, что все мы воспринимаем героев по разному - дает взглянуть на них с разных сторон. Мне Наташа не особо нравилась, но тут уже вступает в дело мои личные принципы, симпатии и антипатии)
Morrigan33, взаимно) У каждого свой взгляд, и это нормально)
Мне еще у Толстого не нравилась тема того, что личность на историю вообще никак не влияет
Однако иногда мне кажется, что себя он в расчет не брал :D . Он ведь очень активную общественную и политическую жизнь, вмешивался в государственные дела, писал письма и Николаю II, и Столыпину... Газетчики писали что-то типа "В России два царя, Толстой и Николай II. Один колеблет трон второго, и Николай ничего не может сделать с Толстым". Так что он считал себя вправе повлиять на историю страны)
29.09.2013 в 15:39

Улыбаемся и машем!
~Fleur du mal~, ага, я тоже слышала о его активной деятельности))) Вот тебе и роль личности)
Кстати, ты не смотрела фильм Последнее воскресенье. Иностранцы снимали про последние годы жизни Толстого. Хорошо получилось на мой взгляд)
29.09.2013 в 15:59

la vie est trop sérieuse pour m'y ennuyer
О да) Я уж молчу про написанную им версию Евангелия, за которую его предали анафеме... Что позволено Юпитеру, не позволено быку :D . Хотя некоторые произведения Толстого мне очень нравятся, ту же Каренину читала с удовольствием. А "Войну и мир"... Это как у Цветаевой в "Повести о Сонечке": войну я всегда пропускаю и читаю мир)
Про фильм я много слышала, но сама не смотрела) Наверное, нужно как-то устроить себе досуг и посмотреть...
29.09.2013 в 16:02

Debugging sucks, testing rocks!
Главное заблуждение тех, кто вносит классику в школьную программу, состоит в том, что эти произведения НЕ для детей и никогда для них НЕ предназначались. Толстой, Некрасов, Гоголь и прочие писали для взрослых. Для людей с полностью сформировавшейся психикой, с устоявшимся взглядом на вещи. И в зависимости от этих взглядов, произведения должны были или подтвердить их, или разрушить, переубедить читателя. Но детям это НЕ нужно, детям рано такое читать. А нужна им более легкая литература, нечто вроде интерпретаций народных сказок, повестей Грина... Знать классиков надо, но мало знать, надо понимать о чем они пишут. А для этого нужно, как минимум, вырасти.
29.09.2013 в 16:45

Улыбаемся и машем!
~Fleur du mal~, а мне про войну даже интереснее было) милитарист.
Посмотри - я удивлена была, как хорошо у иностранцев получился фильм о русских.

Рип ван Винкль, вот полностью согласна - действительно ведь не понимают. В том же Достоевском видят просто "ой убил старушку", отсюда и такие отзывы от школьников "а давайте его уберем, он нудный".
Мне вообще иногда кажется, что культуру чтения классики лучше прививать в семье, а не в учебном заведении.
29.09.2013 в 23:22

Жить ой. Но да.
Влезу и я со своими пятью копейками, что ли)
Про Солженицына, имхо, ты зря так категорично. Если тот же "Один день из жизни Ивана Денисовича" я сама осилила с трудом, то за "В круге первом" взялась по собственной инициативе - и для меня это оказалась редкой психологической мощи книга. Причём плакания о своей тяжелой судьбе в лагерях в откровенном виде там нет. Там есть безысходность, ощущение удушья и категорической несправедливости, но есть и чувство чего-то светлого, горечи и радости любви, сохранённой даже в лагерном быте, хотя и в процентах этого гораздо меньше.
Согласна насчёт Пушкина в плане возведения его в ранг гениев. Мне всегда была гораздо ближе поэзия Лермонтова. Убирать его я бы не стала, но культ личности делать не надо.

Вообще, на мой взгляд, тут дело не в том, убирать кого-то или оставлять. Дело в самом преподавании: чтение не должно быть делом "из-под палки". Когда я первый раз читала "Преступление и наказание", потому что было нужно, я еле через него продралась, но когда взялась перечитать его, не будучи принуждаемой, поняла, что влюбилась, и Достоевский для меня теперь один из любимейших и регулярно перечитываемых авторов. А те же "Тихий Дон" и "Войну и мир" я не прочла до конца ни разу, сколько ни бралась - гордиться нечем, но факт. Впрочем, ту же "Судьбу человека" у Шолохова я обожаю до слёз.
Вот и со всем остальным такая же байда. Если принуждать, вряд ли выйдет что-то путное. Правда, я не знаю, какой должна быть золотая середина между "хочу" и "надо" - без школы многие вряд ли бы пришли к классическим авторам, но часто именно она прививает отвращение к творчеству какого-либо писателя.
Хотя, несмотря на всё вышесказанное, я слукавлю, если скажу, что нет такого автора, которого бы я убрала из программы. Он есть, и это Андрей Платонов. Большей мерзости, вышедшей из-под пера русских авторов, чем "Котлован", мне в руках держать не доводилось. Но это только моё субъективное мнение, которое мало чем отличается от взглядов опрошенных школьников и студентов.
30.09.2013 в 00:04

Debugging sucks, testing rocks!
По ходу, одна я здесь быдло не перевариваю классическую литературу вообще. >_>
30.09.2013 в 09:41

Улыбаемся и машем!
Титановые голосовые связки Донны Ноубл, Платнова вообще не читала - он у нас был в учебнике то ли за пятый то ли за седьмой класс, но я запомнила только его лицо с таким характерным носом. Видимо хорошо, что не читала.

Во Лермонтов - любовь и обожане)

А вообще я смотрю у нас поти единодушие: предлагаем менять методы преподавания. Петицию что ли запилить, товарищи?

Рип ван Винкль, я тоже не могу назвать себя большим знатаком классики и оцениваю ее довольно быдловато)))
30.09.2013 в 18:09

Жить ой. Но да.
Morrigan33, Во Лермонтов - любовь и обожане)
О да! :friend:

Ох, да что наши петиции изменят)
30.09.2013 в 20:11

Debugging sucks, testing rocks!
Титановые голосовые связки Донны Ноубл

Ох, да что наши петиции изменят)
Лишняя туалетная бумага никогда не помешает...