Иногда на работе приходится сидеть без дела, ожидая пока переключится наша великая и ужасная база данных. Чтобы развлечься в такие моменты я почитываю исторические статейки. Надо сказать я всегда была историфилом, видимо это наследственное))) Будь моя воля, я бы даже поступала на исторический факультет. Но, увы, кому в современной России нужны историки? Никому. Значит денег не будет. А я все-таки человек меркантильный, не буду скрывать. Поэтому история так и осталась для меня приятным хобби, и ни о каком профессиональном знании тут речь не идет.
И вот собственно недавно я наткнулась на весьма интересные выдержки из книг одного российского публициста. Не проф. историка, но человек в теме... Хотя собственно на мой взгляд порф. историк вообще понятие веееесьма размытое. Да и сама истрия как наука хм... В общем ненадежная. Если в нежно любимой мной математики всегда есть четкие законы и теоремы, которые доказываются только так, а не иначе, то в истории наоборот все нечетко. Можно повернуть и так и так. А уж что делала с историей пропаганда в разных странах мира, уй полный фэйспалм. Так что прав наш препод: "История не терпит сослагательного наклонения? Чушь, еще как терпит! Этим с ней и занимаются!".
Но что-то я опять отвлеклась. Вернемся к книгам. Написаны они весьма бойко и интересно, автор не прочь ввернуть и крепкое словцо (но никакого мата! мы же культурные люди). Мне всегда нравился такой стиль описания исторических событий - живой, а не сухой академический. Когда за буквами и цифрами видишь реальных людей и событий. Некоторые страницы книги читаются прямо как остросюжетный исторический роман. Правда автор временами перегибает палку, бывает пристрастен или резок (а иногда и переходит на личности), но в целом все же пытается быть объективным и подкреплять свои мысли доказательствами, не скатываясь в пустую демагогию. К тому же его мнение часто совпадало с моими собственными мыслями) Хотя все же читать его следует осторожно.
lib.rus.ec/b/109439 - про гражданскую войну в США. Пожалуй мне понравилось больше всех, очень интересно и... поучительно пожалуй.
lib.rus.ec/b/112724 - про Ивана Грозного и его время. Тоже очень интересно
lib.rus.ec/b/139590 - про Азию вообще и татарское иго в частности. Интересно, но весьма неоднозначно. Тут я с авторской позицией в корне не согласна, но в конце концов каждый человек имеет право на свое ИХМО, верно?
myrt.ru/history/287-ubijjstvo-v-saraevo-jercger... - весьма интересная статья про убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда, которое, если кто помнит, послужило поводом к Первой мировой.
Приведу небольшую цитату из книги о США, которая мне особо понравилась. Прямо история достойная романа. Вот что называется "а в реальной жизни и похлеще бывает"
Речь идет о разведчице Южной конфедерации, очень бойкой леди я вам скажу (вполне спасобной послужить прототипом знаменитой Скарлетт).
читать дальше
Не менее знаменита другая южная разведчица, Белл Бойд — в отличие от зрелой Розы Гринхау встретившая Гражданскую войну семнадцатилетней. Ох, не зря ее потом прозвали Повстанческой Жанной Д'Арк...
Ее родной городок в штате Виргиния очень быстро захватили северяне. В дом Бойдов, выломав дверь, ворвались сержант с солдатами. Потом солдаты объясняли, что они, мол, всего-навсего хотели водрузить над домом федеральный флаг — но возможно, на уме было и что похуже (см. соответствующий эпизод из «Унесенных ветром»). В общем, юная Белл схватила пистолет и шарахнула в сержанта так удачно, что он почти сразу же отдал концы. Северные командиры, рассмотрев дело и учитывая возраст подсудимой, списали все на «несчастный случай» (может, замыслы сержанта и в самом деле простирались гораздо дальше возни с флагом?).
Вскоре Белл стала работать на разведку южан. В ее доме поселились федеральные офицеры, часто бывал там и хорошо информированный корреспондент «Нью-Йорк Таймс». Вся эта публика обсуждала серьезные дела, не понижая голоса, к тому же, распустив хвосты по-павлиньи, кружила вокруг очаровательной юной южанки — а та, ухватывая обрывки ценных сведений, старательно передавала все в южные штабы...
Однажды она совершила самый настоящий подвиг. Ей стало известно, что северяне, объединив силы трех генералов, хотят неожиданно обрушиться на войска Джексона Каменной Стены. Нужно было сообщить об этом немедленно — но все помощники Белл не рискнули переходить линию фронта.
Тогда она пошла сама: средь бела дня, в нарядном платье, в белоснежном чепчике и крахмальном воротничке двинулась к позициям южан прямо по полю, на котором кипело сражение. Каким-то чудом уцелела под ружейным и пушечным огнем — и оказалась среди своих, в Луизианской бригаде. Джексон Каменная Стена немедленно двинул
свои силы к нужному месту и разбил северян... Белл благодарил лично тогдашний главнокомандующий Джонстон.
Вернувшись через фронт, она продолжала заниматься тем же. И так уж ей не повезло, что однажды Белл передала очередное донесение «южному курьеру», оказавшемуся северной подставой. Девушку моментально арестовали и отправили в Вашингтон, где тюремщики, по сохранившимся воспоминаниям, от нее держались подальше: узница была арестанткой не из покладистых...
Как впоследствии и Розу Гринхоу, Белл Бойд обменяли на арестованного на Юге агента северян. В Ричмонде ее встретил почетный караул, а вечером под окнами Белл городской оркестр играл серенаду.
Финал этой истории кажется заимствованным из авантюрного романа — но так все и было на самом деле. Оказавшись по каким-то делам в Англии, красавица встретилась с офицером военно-морского федерального флота — и меж представителями двух враждующих сторон моментально проскочила электрическая искра, да какая... Офицер по фамилии Хардинг плюнул на войну и подал в отставку,
Белл покинула свою службу, и они там же, в Лондоне, обвенчались. Вот уж поистине: «Любовь, любовь, ты правишь миром...»
Миссис Хардинг прожила еще долго, прочитала множество лекций о своем разведывательном прошлом — с большим успехом у публики и немалым гонораром. Р. Роуэн, историк разведки (и сам бывший разведчик), не без укоризны отмечает в своей книге, что Белл «отнюдь не стыдилась своей славы «шпионки мятежников». Мистер Роуэн служил в разведке США, а его предки участвовали в Гражданской, соответственно, на стороне северян — так что перед нами точка зрения классического федерала. А почему, собственно, Белл Бойд должна была стыдиться своих немалых заслуг перед родиной?